Поиск по сайту   

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ

В данный подраздел библиографического каталога включены учебно-методические и справочные пособия для учителей и студентов педагогических институтов, посвященные изложению общих вопросов методики и техники обучения химии в школе и методике изучения отдельных разделов школьного курса химии.

Настоящий подраздел содержит также методическую литературу по отдельным направлениям в преподавании химии, которые не вошли в другие подразделы каталога (программы курса химии для общеобразовательной школы, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации применению различных форм и технологий на уроках химии, разработки отдельных уроков химии, нормативно-справочные материалы).

Отдельные учебно-методические пособия содержат рекомендации и материалы по вопросам, которые в настоящем каталоге выделены в подразделы "Демонстрационный химический эксперимент", "Лабораторные и практические работы по химии", "Оборудование и приборы для кабинета химии", "Дидактические материалы по химии".

 

Сыроежкин И.Т.; Активизация преподавания химии в школе. Из опыта работы учителей; Учпедгиз; 1963; Мягкая; 104;

Книга учителя химии средней школы г. Куйбышева. Автор описывает свой опыт работы и обобщает опыт работы учителей других школ по активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения химии. Книга не претендует на полноту освещения всех методов активизации. Ряд вопросов некоторых глав носят спорный характер, но несмотря на это книга может представлятт интерес для учителя химии. ;

 

 

 

 

Ахметов Н.С.; Актуальные вопросы курса неорганической химии. Книга для учителя. (Серия "Библиотека учителя химии"); Просвещение; 1991; Мягкая; 224;

Доступно, на высоком научном уровне автор раскрывает наиболее сложные вопросы курса неорганической химии, что позволяет учителю овладеть теоретическим и методическим обоснованием курса и творчески подойти к его преподаванию. В пособии акцентируется внимание на раскрытиии логики основ современной науки. В каждом разделе помещены для самопроверки упражнения содержащие вопросы: Почему? Каким образом? Как объяснить?;

 

 

 

 

Вопросы обучения химии в средней школе. Сборник статей. Под ред. Л.А. Цветкова (Известия АПН РСФСР 1962 № 122); Просвещение; 1962; Твердая; 359;

 

 

 

 

 

Вопросы обучения химии в средней школе. Сборник статей. Под ред. Л.А. Цветкова (Известия АПН РСФСР 1964 № 134); Просвещение; 1964; Твердая; 260;

Настоящий выпуск "Известий" посвящен проблемам методов обучения химии. В него вошли преимущественно труды внештатных научных сотрудников сектора, преподавателей пединститутов и аспирантов.;

 

 

 

 

Глориозов П.А., Дризовская Т.М., Цветков Л.А.; Вопросы политехнического обучения в преподавании химии. Пособие для учителей. Под ред. С.Г. Шаповаленко (Серия "Политехническое обучение в школе"); Издательство АПН РСФСР; 1957; Твердая; 428;

Освещены вопросы теории и практики политехнического обучения в процессе преподавания химии: химия как учебный предмет в системе политехнической подготовки школьников, условия и методы успешного формирования понятий о химическом производстве, привитие практических навыков у учащихся, методика проведения экскурсий и использования производственных кинофильмов, приведены разработки уроков с производственным содержанием. Обобщен опыт учителей и отражены результаты экспериментальной проверки методических материалов, разработанных лабораторией химии Института методов обучения АПН РСФСР.;

 

 

 

 

Ростовцева В.И.; Вопросы преподавания химии (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1960; Мягкая; 116;

В книге освещаются результаты педагогического исследования, проведенного с целью выявления путей развития знаний у учащихся при обучении химии. В первой главе автор характеризует основные задачи курса химии, во второй главе рассматриваются вопросы систематизации знаний, умений и навыков учащихся при изучении химии в VIII классе, приводится детальная разработка методики преподавания одной из тем курса. В последних главах рассматриваются вопросы ознакомления учащихся с научными основами химического производства и пути развития знаний учащихся.;

 

 

 

 

Вопросы преподавания химии в средней школе. Опыт работы учителей школ Ленинграда. Сборник статей; Издательство ЛГИУУ; 1949; Твердая; 124;

Ленинградский горный институт усовершенствования учителей;

 

 

 

 

Вопросы преподавания химии. Из опыта работы школ. Сборник статей. Под ред. Л.М. Сморгонского и Л.А. Цветкова (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Просвещение; 1950; Твердая; 212;

 

 

 

 

 

Эпштейн Д.А.; Горючие ископаемые и их химическая переработка. Книга для учителя; Издательство АПН РСФСР; 1959; Твердая; 152;

В книге освещены вопросы состава, свойств, происхождения и применения горючих ископаемых, а также коксохимическое производство, газификация твердого топлива, переработка нефти и попутных газов.

 

Данный материал рекомендуется учителям химии средней школы при подготовке к урокам по химии нефти, нефтяных газов и твердого топлива и по химической переработке топлива.;

 

 

 

 

 

Вивюрский В.Я.; Заключительные уроки по химии в средней школе; Просвещение; 1980; Мягкая; 144;

 

 

 

 

 

Крапивин С.Г.; Записки по методике химии. Пособие для преподавателей школ 2 ступени и техникумов. Под ред. В.Н. Верховского; Учпедгиз; 1936; Твердая; 224;

3-е издание;

 

 

 

 

Калетина Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г.; Игровой метод в обучении химии. Практическое пособие; Высшая школа; 1990; Мягкая; 176;

В книге представлены сценарии учебно-ролевой игры, наборы игровых обучающих карточек управляющего типа и контрольно-обучающих карточек для проведения занятий по химии игровым методом. Учебная ролевая игра позволяет в интегрированной форме осуществить контроль усвоения учебного материала;

 

 

 

 

Суровцева Р.П.; Из опыта преподавания неорганической химии в школе. Книга для учителя; Просвещение; 1985; Твердая; 223;

В пособии представлен опыт работы учителей химии средней общеобразовательной школы. Авторы статей раскрывают формы и методы работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках химии. Большое внимание уделяется различным видам самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Приводятся варианты уроков, что позволяет учителю творчески применить рекомендации, данные в пособии;

 

 

 

 

Савич Т.Э., Ярославцева Т.С., Корощенко А.С.; Изучение закономерностей химических реакций. Книга для учителя; Просвещение; 1991; Мягкая; 128;

В книге представлена методика формирования и развития у учащихся, знаний о химических превращениях веществ на основе систематического изучения закономерностей химических реакций с использованием энергетических понятий. ;

 

 

 

 

Шелинский Г.И.; Изучение основ энергетики химических реакций. Пособие для учителя; Учпедгиз; 1974; Мягкая; 143;

В теоретической части книги изложены основные положения термодинамики, раскрывается, почему взаимодействие между отдельными веществами осуществляется сравнительно легко, а для других оно нехарактерно; показано как различные условия влияют на интенсивность того или иного процесса и как на основе энергетических характеристик можно предугадать возможность или невозможность заданных взаимодействий веществ и др. В методической части, кроме методики преподавания этого материала, показано, как включается он в курс и как развивается на протяжении всего курса химии средней школы.;

 

 

 

 

Чертков И.Н.; Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей; Просвещение; 1972; Твердая; 190;

В пособии изложены основные вопросы методики изучения строения и свойств органических веществ на факультативных занятиях. В первой части рассказывается об особенностях этого курса, его содержании, во второй части рассматривается методика изучения отдельных тем. Особое внимание обращается на строение вещества и зависимость свойств от строения молекул. Даны примерные планы проведения семинаров, рекомендации к проведению практикума.

 

Пособие окажет помощь в организации и проведении факультативного курса органический химии;

 

 

 

 

 

Осокина Г.Н.; Изучение химии в 10 классе. Пособие для учителей. Из опыта работы; Просвещение; 1979; Мягкая; 160;

Автор, используя многолетний опыт, раскрывает методику поурочных разработок по курсу органической химии и заключительных обобщающих уроков. широко рекомендуются методы активизации обучения и ориентация на самостоятельную познавательную работу учащихся, на активизацию их творческой деятельности. В заключении автор раскрывает обобщающие уроки по неорганической и органической химии.;

 

 

 

 

Иванова Р.Г., Черкасова А.М.; Изучение химии в 7 - 8 классах. Пособие для учителей; Просвещение; 1976; Твердая; 223;

В пособии рассмотрена методика проведения уроков химии в 7 - 8 классах. Рекомендованы разнообразные варианты уроков на одну и ту же тему. В первой части книги изложены общие принципиальные подходы и требования к урокам, а также их планирование. Материал этого раздела поможет учителю творчески подойти к подготовке всех занятий. В последующих разделах показано, как общие рекомендации использовать при проведении конкретных уроков.;

 

 

 

 

Иванова Р.Г., Осокина Г.Н.; Изучение химии в 9 - 10 классах. Книга для учителя; Просвещение; 1983; Твердая; 287;

В книге раскрыта методика преподавания тем курса химии IX - X классов. Уделено большое внимание развитию химического мышления, формированию научно-материалистического мировозрения. Широко рекомендуются основные методы активизации обучения. Для более качественного усвоения материала раскрыта методика использования химического эксперимента, технических средств обучения, различных способов контроля.;

 

 

 

 

Иванова Р.Г.; Изучение химии в 9 классе. Пособие для учителей; Просвещение; 1979; Мягкая; 160;

В книге раскрыта методика преподавания тем курса 9 класса. Уделено большое внимание развитию химического мышления, формированию научно-материалистического мировозрения. Широко рекомендуются основные методы активизации обучения. Для более качественного усвоения материала раскрыта методика использования химического эксперимента, технических средств обучения, различных способов контроля.;

 

 

 

 

Черемухина Т.М.; Индивидуальная работы с учащимися по химии; Просвещение; 1984; Мягкая; 127;

 

 

 

 

 

Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С.; Использование средств обучения на уроках химии. (Серия "Библиотека учителя химии"); Просвещение; 1988; Твердая; 160;

В пособии дана характеристика современной системы учебного оборудования по химии, раскрыты дидактические функции средств обучения и воспитвния, показаны условия их эффективного использования на уроках химии. В книге дано описание комплексов средств обучения и их использования по ведущим темам школьного курса химии: "Первоначальные химические понятия", "периодический закон и периодическая система химических элементов", "Строение вещества. Химическая связь" и т.д. Это дает учителю химии "ключ" к созданию оптимальных комплексов средств обучения.;

 

 

 

 

Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Маурина И.Я., Назарова Т.С.; Использование учебного оборудования на уроках химии. Пособие для учителей. (Серия "Библиотека учителя химии"); Просвещение; 1979; Мягкая; 141;

Химия - наука экспериментальная, и не требует доказательств истина, что преподавание химии не возможно без хорошо оснащенного кабинета и без эффективного, методически обоснованного использования оборудования кабинета. Назначение книги - показать оборудование кабинета в динамике, т.е. каким образом оно приводится в движение, как и где, с какой целью его используют, какой вариант применения оборудования наиболее оптимален для раскрытия содержания школьного курса химии. Авторы расскрывают не только использование видов оборудования, а, что более важно, - создание из этих видов комплексов, т.е. таких сочетаний оборудования, которые позволяют наиболее полно, образно и эффективно раскрыть темы курса и в частности - тему урока.;

 

 

 

 

Дризовская Т.М.; Использование учебных кинофильмов на уроках химии (Серия "Политехническое обучение в школе"); Учпедгиз; 1958; Мягкая; 80;

Показано значение учебных кинофильмов с производственным содержанием при формировании у учащихся о химическом производстве в процессе изучения химии, дан анализ фонда учебных фильмов, описан опыт использования кинофильмов на уроках химии, перечислены педагогические требования, которые необходимо учитывать при создании учебных фильмов. На примере конкретных уроков дана методика использования кинофильмов при сообщении нового материала, повторении пройденного.;

 

 

 

 

Дайнеко В.; Как научить школьников решать задачи по органической химии. Пособие для руководителей школ и учителей; Просвещение; 1997; Твердая; 160;

 

 

 

 

 

Левкин А.Н.; Компьютеры в обучении химии. Методическое пособие; СПбАППО; 2007; Мягкая; 19;

Пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации СПбАППО. В пособии рассматривается методика работы с некоторыми компьютерными программами, которые могут оказать неоценимую помощь в обучении химии, например, с известной программой, позволяющей моделировать объекты микромира - HyperChem. Пособие может быть использовано учителями для реализации идеи использования информационных технологий в обучении химии, а также учащимися и студентами, изучающими химию.;

 

 

 

 

Агафошин Н.П.; Металлы и сплавы. Пособие для учителей; Просвещение; 1967; Мягкая; 144;

Пособие содержит материалы, которые смогут помочь учителю химии в его подготовке к урокам по теме «Металлы и сплавы» Содержание: 1. Строение атомов элементов - металлов. Валентные состояния. - 2. Физико - химические свойства металлов. - 3. Химические свойства металлов. - 4. Специфика элементов-металлов побочных подгрупп. - 5. Нахождение металлов в природе. Методы получения. - 6. Сплавы металлов. - 7. Электрохимические свойства металлов. - 8. Коррозия металлов.

 

 

 

 

Клещева Е.П., Горшкова Е.А., Пучкова Н.И.; Методика изучения окислов, оснований, кислот и солей (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1961; Мягкая; 88;

В книге приводится методика изучения темы "Окислы, основания, кислоты, соли", экспериментально проверенная в школе. Авторы анализируют состояние преподавания темы и знаний учащихся за последние годы, рассказывают об экспериментальной разработке методики и результатах ее проверки в школах.;

 

 

 

 

Минченков Е.Е., Корощенко А.С., Зазнобина Л.С. и др.; Методика обучения химии в 8 - 9 классах. Под ред. проф. Минченкова Е.Е.; Школьная пресса; 2000; Мягкая; 160;

В книге рассматриваются методические вопросы преподавания базового курса химии по учебникам Минченкова Е.Е. и др. Система изложения материала отражает последовательность изучения химии в 8—9 классах. Большое внимание авторы уделяют планированию и объяснению учебного материала, методике проверки знаний учащихся, а также способам достижения требуемых результатов обучения, воспитания и развития школьников.;

 

 

 

 

Дризовская Т.М.; Методика обучения химии в 9 классе. Пособие для учителей; Просвещение; 1965; Твердая; 223;

В пособии дана методика преподавания наиболее важных тем курса химии IX класса: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества", "Растворы. Основы теории электролитической диссоциации" - в соответствии с программой.;

 

 

 

 

Шаповаленко С.Г.; Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. Общие вопросы. Пособие для учителей; Просвещение; 1963; Твердая; 668;

 

 

 

 

 

Шелинский Г.И., Смирнов А.Д.; Методика обучения химии в восьмилетней школе. Пособие для учителей; Просвещение; 1965; Твердая; 295;

В пособии рассмотрены некоторые общие вопросы методики преподавания начального курса, а также методика изучения конкретных тем в соответствии с действующей программой по химии в восьмилетней школе.;

 

 

 

 

Глориозов П.А., Клещева Е.П., Коробейникова Л.А., Савич Т.З.; Методика обучения химии в восьмилетней школе. Пособие для учителей; Просвещение; 1966; Твердая; 232;

Книга состоит их трех частей. В первой части (общей) излагаются задачи курса химии в восьмилетней школе, дается анализ содержания этого курса, рассматриваются пути осуществления связи обучения с жизнью, а также привития учащимся практических умений. В этой части излагаются вопросы, касающиеся важнейших методов обучения химии и организации учебной работы. Во второй части разбираются вопросы изучения отдельных тем курса VII класса, а в третьей - курса VIII класса.;

 

 

 

 

Шаповаленко С.Г., Глориозов П.А.; Методика обучения химии в семилетней школе (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1948; Твердая; 296;

 

 

 

 

 

Чернобельская Г.М.; Методика обучения химии в средней школе. Учебник для ВУЗов; ВЛАДОС; 2000; Твердая; 336;

В основу содержания книги автор включил знания, необходимые будущему учителю химии: образовательные и воспитательные цели и цели развития учащихся в процессе обучения химии; содержание программы, учебников и учебно-методических пособий; теоретические основы методики преподавания химии; современные технологии обучения.  Адресованная студентам, книга будет интересной и полезной преподавателям химии средних и средних специальных учебных заведений. ;

 

 

 

 

Зайцев О.С.; Методика обучения химии.  Учебник для ВУЗов; ВЛАДОС; 1999; Твердая; 384;

В учебнике раскрыты принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, лекционных, лабораторных, семинарских и внеаудиторных форм обучения, самостоятельной работы при изучении химии, рассказано о контроле усвоения знаний по химии, об определении качества знаний и о диагностике сформированности творческого мышления.  Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, а так же учителей химии средних школ и преподавателей вузов естественнонаучных дисциплин.;

 

 

 

 

Кирюшкин Д.М., Полосин В.С.; Методика обучения химии. Пособие для учителя; Просвещение; 1970; Твердая; 495;

В пособии рассмотрены общие вопросы методики обучения химии в школе, а также методика изучения конкретных тем вводного курса (первый год обучения) и основного курса неорганической и общей химии в средней общеобразовательной школе.;

 

 

 

 

Глориозов П.А., Клещева Е.П.; Методика преподавания химии в восьмилетней школе. 7 класс. Пособие для учителей; Издательство АПН РСФСР; 1961; Твердая;

 

 

 

 

 

Глориозов П.А., Клещева Е.П., Коробейникова Л.А., Савич Т.З.; Методика преподавания химии в восьмилетней школе. 8 класс. Пособие для учителей; Издательство АПН РСФСР; 1962; Твердая; 152;

В книге рассматриваются вопросы преподавания химии в VIII классе восьмилетней и средней школы в соответствии с новой программой; характеризуются учебно-воспитальные задачи и содержание отдельных тем курса, излагается методика их изучения, дается примерное планирование материала, приводятся вопросы для закрепления и проверки знаний учащихся. В методике большое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся и развитию их познавательной активности. Книга предназначается для учителей химии.;

 

 

 

 

Борисов И.Н.; Методика преподавания химии в средней школе; Просвещение; 1956; Твердая; 462;

 

 

 

 

 

Кирюшкин Д.М.; Методика преподавания химии в средней школе; Просвещение; 1970; Твердая; 495;

Предлагаемое пособие для студентов педагогических институтов написано в соответствии с новой программой. Оно является одной из попыток соединить педагогическую теорию с педагогическим экспериментом. Авторы, используя как собственные работы, так и работы других исследователей, по-новому подходят к освещению вопросов методики преподавания химии в средней школе. ;

 

 

 

 

Кирюшкин Д.М.; Методика преподавания химии в средней школе. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1952; Твердая; 544;

При составлении настоящего руководства автор учитывал определившиеся направления в развитии методики химии как науки и запросы учителей химии. В руководстве уделяется особое внимание вопросам частной методики, даются конкретные методические указания по отдельным темам школьного курса химии. В пособии уделено много внимания методики рационального использования химического эксперимента. Чтобы не перегружать материал, автор рассматривает лишь некоторые опыты, которые являются или оригинальными, или сильно отличаются от описанных в учебниках и пособиях по технике химического эксперимента.;

 

 

 

 

Кирюшкин Д.М.; Методика преподавания химии в средней школе. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1958; Твердая; 612;

Во втором издании больше внимание уделено политехническому обучению, сделана попытка обобщить этот опыт в области обучения химии. Даны методические разработки отдельных тем, где на конкретных примерах показано, как решается задача политехнического образования в процессе обучения химии. В пособии большое внимание уделяется самому процессу обучения, деятельности школьника, развития их познавательных способностей. Учение школьника рассматривается как его умственный труд, результаты которого зависят от его организации. В книге рассмотрены условия эффективного сочетания слова учителя с демонстрациями предметов и процессов на уроках химии, а также способы включения в учебный процесс практических действий школьника. Как и в первом издании, видное место отведено химическому эксперименту (демонстрационному и ученическому) и методике включения его в учебный процесс.;

 

 

 

 

Борисов И.Н., Гостев М.М., Дубинин Л.А. и др.; Методика преподавания химии в средней школе. Пособие для учителей химии. Под ред. В.И. Спицына и К.Я. Парменова; Учпедгиз; 1940; Твердая; 188;

 

 

 

 

 

Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М.; Методика преподавания химии в средней школе. Пособие к стабильному учебнику (для преподавателей); Учпедгиз; 1934; Твердая; 372;

 

 

 

 

 

Борисов И.Н.; Методика преподавания химии. Для учителей школ рабочей и сельской молодежи; Просвещение; 1954; Твердая; 352;

 

 

 

 

 

Шейд К.; Методика преподавания химии. Под ред. Я.Л. Гольдфарба и Л.М. Сморгонского; Учпедгиз; 1935; Твердая; 259;

 

 

 

 

 

Кузнецова Н.Е., Гаркунов В.П., Ерыгин Д.П. и др.; Методика преподавания химии. Учебное пособие для педагогических институтов; Просвещение; 1984; Твердая; 415;

Пособие написано в соответствии с утвержденной министерством просвещения СССР программой по курсу "Методика преподавания химии". В книге изложены научно-теоретические основы преподавания химии в средней школе. Большое внимание уделено методике преподавания отдельных тем курса химии VII - Х классов.;

 

 

 

 

Савич Т.З.; Методика развития знаний учащихся об обратимости химических реакций и химическом равновесии (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1961; Мягкая; 88;

В брошюре излагается методика формирования понятий об обратимости химических реакций и химическом равновесии, а также освещается развитие этих знаний в истории химии. Предлагаемая методика основана на данных, полученных при анализе учебной и методической литературы и обобщении опыта преподавания.;

 

 

 

 

Савич Т.З.; Методика развития у учашихся знаний о скорости химической реакций (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1960; Мягкая; 68;

В брошюре изложена методика развития знаний о скорости химической реакции в процессе изучения различных разделов школьного курса химии, а также освещены история и основные положения учения о скорости химической реакции. В разработке методики автор опирается на анализ существующих учебников, методической литературы и опыта преподавания.;

 

 

 

 

Цитович И.К., Протасов П.Н.; Методика решения расчетных задач по химии. Книга для учителя; Просвещение; 1983; Мягкая; 127;

Авторы последовательно рассматривают различные типы расчетных задач школьного курса в порядке нарастающей трудности для учащихся и сложности решения. Тем самым в структуре пособия отражен процесс формирования и овладения различными понятиями, применяющимися в количественной химии. Авторы предлагают различные варианты задач и способы их решения, что позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения их решению задач.;

 

 

 

 

Чертков И.Н.; Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. Пособие для учителя; Просвещение; 1990; Твердая; 191;

В данной книге рассматривается методика формирования основных понятий органической химии, их «линейное» развитие в курсе. Для школьного курса химии наибольшее значение имеют те понятия, которые составляют теорию строения, так как они позволяют объяснить различ

 



avk1961@yandex.ru
  
Каталог литературы 
для учителя физики и химии
 
Добровольное методическое объединение 
учителей - предметников специальных 
(коррекционных) школ Санкт-Петербурга 

Из опыта работы учителя школы 

(Статьи, Методические разработки, 
Методические пособия, Каталог книг) 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz