Поиск по сайту   

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИЗИКЕ

В данный подраздел библиографического каталога включены учебно-методические и справочные пособия для учителей и студентов педагогических институтов, посвященные изложению общих вопросов методики и техники обучения физики в школе и методике изучения отдельных разделов школьного курса физики.

Настоящий подраздел содержит также методическую литературу по отдельным направлениям в преподавании физики, которые не вошли в другие подразделы каталога (программы курса физики для общеобразовательной школы, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации применению различных форм и технологий на уроках физики, разработки отдельных уроков физики, нормативно-справочные материалы).

Отдельные учебно-методические пособия содержат рекомендации и материалы по вопросам, которые в настоящем каталоге выделены в подразделы "Демонстрационный физический эксперимент", "Лабораторные и практические работы по физике", "Оборудование и приборы для кабинета физики", "Дидактические материалы по физике".

 

Кашникова А.Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство КОИУУ; 1974; Мягкая; 30;

В брошюре приведены методические материалы по проведению уроков физики по темам: "Вектора", "Ускорение", "Движение и силы", "Расчет количества теплоты" из опыта работы учителя физики А.А.Кривова.;

 

 

 

 

Вопросы методики обучения физике в школе. Сборник статей; Издательство АПН РСФСР; 1985; Мягкая; 176;

Сборник статей содержит методические рекомендации по отдельным вопросам преподавания физики в школе, основанные на опыте работы учителей физики. СОДЕРЖАНИЕ: Освещение современных достижений физики и техники в школе. Связь преподавания физики с производственным обучением и производительным трудом учащихся. Связь обучения физики с производством. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания физики. О некоторых путях активизации обучения физики в школе. Задания учащимся по конструированию приборов и действующих моделей. Оборудование кабинета физики. Ознакомление учащихся с элементами автоматики на самодельных приборах. Демонстрационный эксперимент с полупроводниковыми приборами;

 

 

 

 

Бергер Н.М., Голубева К.Г., Чернавский А.П., Жуков Н.А.; Вопросы преподавания тепловых и электрических явлений в 9 - 10 классах средней школы. Сборник методических статей; Просвещение; 1972; Мягкая; 64;

В сборнике рассматриваются отдельные вопросы методики преподавания тепловых и электрических явлений в 9 - 10 классах.;

 

 

 

 

Шахмаев Н.М.; Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе; Педагогика; 1973; Твердая; 272;

Предлагаема монография - первое фундаментальное исследование, посвященное актуальной проблеме повышения эффективности учебного процесса с помощью технических средств обучения. Дается теоретическое обоснование специфики, возможностей и условий эффективного использования техники в школе, определяются дидактические требования к содержанию и форме экранно-звуковых пособий. Книга предназначена научным работникам и аспирантам, руководителям школ и работникам народного образования, преподавателям и студентам педагогических институтов, методистам и учителям средней школы.;

 

 

 

 

Бергер Н.М.; Изучение тепловых явлений в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1981; Мягкая; 112;

Книга представляет собой методическое пособие по одному из основных разделов курса физики IX класса «Молекулярная физика», написанное на основании опыта работы автора. Кроме методических рекомендаций по формированию таких понятий, как «молярная масса», «количество вещества», «температура» и др., в книге приведены примеры упражнений на решение качественных, графических и вычислительных задач.;

 

 

 

 

Маркосова Н.М.; Изучение ультразвука в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1982; Мягкая; 96;

В книге рассмотрены вопросы, относящиеся к теоретическим основам физике ультразвука и использованию ультразвуковых явлений для более наглядных и эффективных демонстраций материала, изучаемых в курсе физики средней школы. Кроме того, в пособии приводятся методические рекомендации по организации внеклассной работы.;

 

 

 

 

Федотов И.П., Кулина И.Д.; Изучение электромагнетизма в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1978; Мягкая; 160;

В пособии рассматриваются содержание и методика изучения тем "Магнитное поле тока", "Электромагнитная индукция" и "Магнитные свойства вещества" в соответствии с программой физики для IX класса.;

 

 

 

 

Разумовский В.Г., Шамаш С.Я.; Изучение электроники в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1968; Мягкая; 156;

В книге рассматривается методика изучения тока в твердых телах, вакууме и газе, а также явления на границах твердых тел. В основу анализа этих вопросов положены электронная теория и элементы зонной теории, а также демонстрационный и лабораторный учебный эксперимент.;

 

 

 

 

Дуков В.М.; Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1983; Мягкая; 160;

История физики содержит богатый материал, который может быть использован преподавателем на уроках для углубления понимания изучаемых вопросов, усиления интереса к предмету. В предлагаемом пособии исторический материал подобран так, что его можно непосредственно использовать на уроках по всем важнейшим разделам курса физики средней школы. Использование принципа историзма в преподавании физики имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся, воспитания у них патриотизма, интернационализма, творческого мышления, т. е. позволяет решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Автор исходил из идеи, что освещение истории становления понятий, открытия законов, фактов из истории физики - не самоцель, а средство разъяснения физической сущности понятий, раскрытия содержания законов, исключения догматических утверждений. В ряде случаев обращение к истории вопроса - единственное средство объяснить суть дела. Например, только так можно сформировать представление об электромагнитном поле, объяснить, как соотносятся понятия «количество электричества» и «электрический заряд», «фотон» и «квант энергии» и т. п. Использование предлагаемых исторических обзоров может помочь учителю повысить эффективность и качество проведения уроков. Особое внимание при этом должно быть уделено сочетанию обзора с логикой изложения изучаемого вопроса, Автор старался облегчить решение этой задачи методическими рекомендациями. ;

 

 

 

 

Мощанский В.Н., Савелова Е.В.; История физики в средней школе (Серия "Библиотека учителя физики"); Просвещение; 1981; Твердая; 205;

В книге дано систематическое и полное изложение вопросов истории в преподавании физики. Приведены методические указания по рассматриваемым темам. Особое внимание обращено на роль историзма в воспитании материалистического мировоззрения учащихся.;

 

 

 

 

Орехов В.П.; Колебания и волны в курсе физики средней школы. Пособие для учителей; Просвещение; 1977; Твердая; 176;

В книге изложена методика изучения большого раздела курса физики 10 класса.;

 

 

 

 

Третьяков Н.И.; Курс физики. Пособие для учителей средней школы; Учпедгиз; 1953; Твердая; 904;

Настоящая книга предназначена служить пособием для преподавателей средней школы, для студентов педагогических вузов (особенно в период педагогической практики), для особо интересующихся физикой учащихся средней школы, а также для лиц, желающих заниматься самообразованием.;

 

 

 

 

Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б.; Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. Учебное пособие для ВУЗов; Академия; 2002; Твердая; 304;

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса 'Теория и методика обучения физике'. Разработано с учетом богатого опыта преподавания в педагогических институтах методики и техники школьного физического эксперимента, состояния и перспективы развития материальной базы физических кабинетов школ, особенностей оснащения оборудованием методических кафедр. Особое внимание уделяется формированию у будущих учителей физики системы знаний и умений по технике проведения опытов, изучению учебного оборудования и методических приемов использования физического эксперимента на уроках. Может быть полезно преподавателям-методистам, учителям физики средних общеобразовательных учебных заведений.;

 

 

 

 

Дик Ю.И., Турышев И.К.; Межпредметные связи курса физики в средней школе (Серия "Библиотека учителя физики"); Просвещение; 1987; Мягкая; 192;

В книге рассматриваются роль и значение межпредметных связей и задачи учителей по их реализации в школьном курсе физики. Даны методические рекомендации по реализации межпредметных связей на конкретном материале курса физики 6 - 10 классов.;

 

 

 

 

Баранов П.; Методика начальной физики. Выпуск 1: Звук. Пособие к преподаванию физики в объеме курса высших начальных училищ; 1913; Мягкая; 131;

В пособии рассмотрена методика преподавания темы "Звук" применительно к учебнику П.Баранова "Начальная физика" с подробными указаниями по производству опытов и оборудованию физического кабинета.;

 

 

 

 

Разумовский В.Г., Резников Л.И., Фабрикант В.А. и др.; Методика обучения физике в школах СССР и ГДР. Под ред. В.Г. Зубова, В.Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса; Просвещение; 1978; Твердая; 223;

Книга написана коллективом научных сотрудников Академии педагогических наук СССР и Академии педагогических наук ГДР. Ее цель - познакомить учителей с основными актуальными вопросами современной методики обучения физике в средней школе социалистических стран.;

 

 

 

 

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров Г.Г.  и  др.; Методика обучения физике: 7 класс. Под ред. Г.Г. Никифорова; ВЛАДОС; 2004; Мягкая; 175;

В пособии раскрываются учебно-воспитательные задачи изучения физики в 7 классе, условия, обеспечивающие их реализацию, а также методические рекомендации по изучению каждой из тем раздела: задачи, методы и методические приемы ее изучения, наглядные сред. библиотека учителя физики. методика обучения физике. Пособие предназначено учителям физики общеобразовательных школ.;

 

 

 

 

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров Г.Г.  и  др.; Методика обучения физике: 8 класс. Под ред. Г.Г. Никифорова; ВЛАДОС; 2006; Мягкая; 144;

В пособии раскрываются учебно-воспитательные задачи изучения физики в 8 классе, условия, обеспечивающие их реализацию, а также методические рекомендации по изучению каждой из тем раздела: задачи, методы и методические приемы ее изучения, наглядные сред. библиотека учителя физики методика обучения физике. Пособие предназначено учителям физики общеобразовательных школ.;

 

 

 

 

Орехов В.П., Усова А.В., Каменецкий С.Е. и др.; Методика преподавания физики в 6 - 7 классах средней школы. Пособие для учителей. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой; Просвещение; 1972; Твердая; 416;

Пособие написано в соответствии с программой и новыми учебниками по физике VI -  VII классов. В книге освещены общие вопросы методики преподавания физики, раскрыто содержание курса физики VI -  VII классов, дана методика изложения всех тем программы.;

 

 

 

 

Усова А.В., Орехов В.П., Каменецкий С.Е. и др.; Методика преподавания физики в 7 - 8 классах средней школы. Пособие для учителя. Под ред. А.В. Усовой; Просвещение; 1990; Твердая; 319;

Пособие написано в соответствии с программой и учебниками по физике VII -  VIII классов. В нем освещены общие вопросы методики преподавания физики, раскрыто содержание курса, рассмотрена методика изучения тем программы. Усилено внимание к политехнической направленности, трудовому обучению и воспитанию учащихся.;

 

 

 

 

Орехов В.П., Усова А.В., Каменецкий С.Е. и др.; Методика преподавания физики в 8 - 10 классах средней школы. Часть 1. Пособие для учителей. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой; Просвещение; 1980; Твердая; 320;

Пособие написано в соответствии с программой и новыми учебниками по физике VIII -  X классов. В книге освещены общие вопросы методики преподавания физики, раскрыто содержание курса физики VIII -  X классов, дана методика изложения всех тем программы.;

 

 

 

 

Орехов В.П., Усова А.В., Каменецкий С.Е. и др.; Методика преподавания физики в 8 - 10 классах средней школы. Часть 2. Пособие для учителей. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой; Просвещение; 1980; Твердая;

Пособие написано в соответствии с программой и новыми учебниками по физике VIII -  X классов. В книге освещены общие вопросы методики преподавания физики, раскрыто содержание курса физики VIII -  X классов, дана методика изложения всех тем программы.;

 

 

 

 

Орехов В.П., Усова А.В., Каменецкий С.Е. и др.; Методика преподавания физики в восьмилетней школе. Пособие для учителей. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой; Просвещение; 1965; Твердая; 544;

В книге освещены общие вопросы методики преподавания физики, раскрыто содержание курса физики VI -  VIII классов, дана методика изложения всех тем программы.;

 

 

 

 

Горячкин Е.Н.; Методика преподавания физики в семилетней школе. Том 1: Общие вопросы методики физики. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1948; Твердая; 496;

Настоящее пособие в его целом является серией руководств по методике преподавания физики в семилетней общеобразовательной школе.;

 

 

 

 

Горячкин Е.Н.; Методика преподавания физики в семилетней школе. Том 2: Методика и техника физического эксперимента. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1948; Твердая; 528;

Настоящее пособие в его целом является серией руководств по методике преподавания физики в семилетней общеобразовательной школе.;

 

 

 

 

Горячкин Е.Н.; Методика преподавания физики в семилетней школе. Том 3: Основные детали самодельных и упрощенных приборов. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1950; Твердая; 659;

Настоящее пособие в его целом является серией руководств по методике преподавания физики в семилетней общеобразовательной школе.;

 

 

 

 

Горячкин Е.Н.; Методика преподавания физики в семилетней школе. Том 4: Рисунки и чертежи на уроках физики. Пособие для учителей; Учпедгиз; 1955; Твердая; 262;

Настоящее пособие в его целом является серией руководств по методике преподавания физики в семилетней общеобразовательной школе.;

 

 

 

 

Соколов И.И.; Методика преподавания физики в средней школе; Учпедгиз; 1959; Твердая; 376;

4-е издание. Первое издание методики было опубликовано в 1934 году. Пособие состоит из трех частей: физика как наука и физика как учебный предмет; организация учебного процесса и методы работы по физике; методика преподавания отдельных тем программы. Особое внимание автор обращает на предмет изучения методики преподава­ния физики. Он указывает на условия успешного обучения физике.;

 

 

 

 

Бугаев А.И.; Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. Учебное пособие для ВУЗов; Просвещение; 1981; Твердая; 288;

В пособии рассмотрены теоретические основы методики обучения физики в средней общеобразовательной школе, задачи, содержание и методы обучения физики в школе, вопросы коммунистического воспитания и политехнического обучения учащихся. Автор раскрывает исследования в методике физики, особенности формирования физических понятий, общие вопросы методики и техники школьного физического эксперимента и другие вопросы.;

 

 

 

 

Резников Л.И., Эвенчик Э.Е., Юськович В.Ф.; Методика преподавания физики в средней школе. Том 1: Механика. Под ред. Б.М. Яворского; Издательство АПН РСФСР; 1958; Твердая; 408;

 

 

 

 

 

Резников Л.И., Эвенчик Э.Е., Юськович В.Ф.; Методика преподавания физики в средней школе. Том 2: Механика (продолжение), молекулярная физика и теплота. Под ред. Б.М. Яворского; Издательство АПН РСФСР; 1960; Твердая; 408;

Книга является продолжением выпущенной издательством АПН РСФСР в 1958 г. "Методики преподавания физики в средней школе", т.1. Во 2 томе дан анализ содержания основных вопросов и методики изучения криволинейного движения тел, движения жидкостей и газов, молекулярно-кинетической теории строения вещества, теплоты и работы, свойств газов, жидкостей и твердого тела. рассмотрено также основное содержание и методика изучения изменений агрегатных состояний веществ, паров в атмосфере, сжижения газов, тепловых двигателей. Приводится планирование изучения рассматриваемых разделов физики, задачи и вопросы для закрепления проходимого материала. Книга предназначена для преподавателей физики и методистов.;

 

 

 

 

Знаменский П.А.; Методика преподавания физики в средней школе. Учебное пособие для педагогических институтов; Учпедгиз; 1955; Твердая; 479;

Книга представляет собой руководство для студентов педагогических институтов. В ней излагаются основы методики преподавания физики в средней школе. В первой части рассматриваются общие вопросы методики преподавания и дается описание физического кабинета; во второй части проводится последовательный анализ основных разделов первой и второй ступени курса физики. Руководство рассчитано на студентов III - IV курса педагогических институтов.;

 

 

 

 

Знаменский П.А.; Методика преподавания физики в средней школе. Учебное пособие для педагогических институтов; Учпедгиз; 1947; Твердая; 500;

Данная книга представляет собой систематическое изложение основ методики преподавания физики в средней школе. В первой части рассматриваются общие вопросы методики преподавания физики, во второй - дается описание оборудование физической лаборатории, в третьей - проводится последовательный анализ основных разделов на первой ступени курса физики (6 - 7-е классы) и на второй ступени курса физики (8 - 11-е классы). Руководство рассчитано на студентов педагогических институтов.;

 

 

 

 

Знаменский П.А.; Методика преподавания физики в средней школе. Учебное пособие для педагогических институтов; Учпедгиз; 1954; Твердая; 479;

Книга представляет собой руководство для студентов педагогических институтов. В ней излагаются основы методики преподавания физики в средней школе. В первой части рассматриваются общие вопросы методики преподавания и дается описание физического кабинета; во второй части проводится последовательный анализ основных разделов первой и второй ступени курса физики. Руководство рассчитано на студентов III - IV курса педагогических институтов.;

 

 

 

 

Резников Л.И., Шамаш С.Я., Эвенчик Э.Е.; Методика преподавания физики в средней школе: Механика. Пособие для учителей. Под ред. Э.Е. Эвенчик (Серия "Методическая библиотека школы"); Просвещение; 1974; Твердая;

 

 

 

 

 

Зворыкин Б.С., Коварский Ю.А., Куперман Г.Б. и др.; Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Основы электродинамики. Пособие для учителей. Под ред. С.Я. Шамаша (Серия "Методическая библиотека школы"); Просвещение; 1975; Твердая; 256;

В книге изложены основные физические и методические идеи, нового содержания разделов "Молекулярная физика" и  "Основы электродинамики" (IX класс общеобразовательной школы), дана конкретная методика изложения основных вопросов этих разделов.;

 

 

 

 

Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А.; Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика. Пособие для учителя. Под ред. А.А. Пинского; Просвещение; 1989; Твердая; 272;

В книге в соответствии с физическими и методическими идеями, лежащими в основе программы по физике для выпускного класса одиннадцатилетней школы, дается методика изложения разделов "Электродинамика нестационарных явлений." и "Квантовая физика", рассматриваются особенности форм и методов обучения в выпускном классе. Теоретическое изложение материала тесно связано с учебным экспериментом.;

 

 

 

 

Кобушкин В.К.; Методика решения задач по физике; Издательство ЛГУ; 1972; Мягкая; 247;

Цель книги - довести до читателя некоторые весьма общие методы решения задач по элементарной физике, основанные на возможности общего подхода к решению различных задач, а также на том широко известном факте, что все явления описываются небольшим числом основных уравнений. Книга состоит из следующих разделов: "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика", каждому из которых предпослан необходимый теоретический материал. С целью расширения представлений учащихся о возможных методах решения ряд задач решен несколькими способами. При решении многих из них широко использованы элементы векторной алгебры.  Книга предназначена для учащихся старших классов средних школ, а также для студентов педагогических вузов и преподавателей физики.;

 

 

 

 

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.; Методика решения задач по физике в средней школе. Книга для учителя; Просвещение; 1987; Твердая; 336;

В книге изложены наиболее общие приемы и методы решения основных физических задач на I и II ступенях обучения физике в средней школе в соответствии с действующей программой, стабильными учебниками и задачниками. Большое внимание уделено экспериментальным задачам и задачам с политехническим содержанием. Приведен подробный анализ условий задач и даны подробные решения задач по всем темам школьного курса физики.;

 

 

 

 

Корж Э.Д., Худайбердиев А.; Методика составления и применения программированных заданий по школьному курсу физики; Издательство ВГПИ; 1972; Мягкая; 120;

В книге предпринята попытка сформулировать основы методики составления и применения программированных заданий контроля и упражнений в средней школе.;

 

 

 

 

Марон А.Е., Дубицкая Э.Г., Волковыский Р.Ю.; Методика учебных занятий по физике в вечерней школе. Пособие для учителя; Просвещение; 1990; Твердая; 175;

В книге излагаются обоснованные методические рекомендации по организации и проведению занятий по физике в вечерней школе с планированием учебного процесса в 9 - 12 классах. В обобщенной форме в ней отражен передовой опыт учителей физики вечерних школ.;

 

 

 

 

Алексеева З.Т., Огородникова Е.И., Ефимова Л.И. и др.; Методические рекомендации по физике. Выпуск 6. Под. ред. П.И. Самойленко; Высшая школа; 1983; Мягкая; 111;

В настоящем выпуске приводится примерное планирование содержания занятий по физике в средних специальных учебных заведениях по первым двум разделам учебной программы ("Молекулярная физика и теплота", "Основы электродинамики").

 

;

 

 

 

 

 

Семыкин Н.П., Любичанковский В.А.; Методологические вопросы в курсе физики средней школы. Пособие для учителя; Просвещение; 1979; Мягкая; 88;

В книге рассматриваются возможности освещения в школьном курсе физики общенаучных методов познания и связи физики с философией. Излагаются также ленинские принципы критики "физического" идеализма.;

 

 

 

 

Ефименко В.Ф.; Методологические вопросы школьного курса физики; Педагогика; 1976; Твердая; 224;

Цель книги - методологический анализ содержания курса физики в средней школе, его роль и значение в формировании коммунистического мировоззрения школьников. Особое внимание в книге уделено важной проблеме освещения материала курса физики с позиций марксистко-ленинской диалектики в свете идей эволюции физической картины мира.;

 

 

 

 

Подгорнова И.И.; Молекулярная физика в средней школе. Пособие для учителей; Просвещение; 1970; Твердая; 192;

В книге на современном уровне изложены основные вопросы школьного курса молекулярной физики и даны методические рекомендации для преподавания в IX классе. Кроме того, в книге изложен практически весь материал, по факультативному спецкурсу "Избранные главы молекулярной физики".;

 

 

 

 

Ханнанов Н.К.; Настольная книга учителя физики. 7 - 11 классы. Справочно-методическое пособие; Астрель; 2008; Твердая; 656;

Актуальное практически ориентированное методическое пособие для учителей физики средней школы. С учетом новейших тенденций развития школьного образования, преподавания физики представлены: - современные методические и информационные основы курса физики; - основные программы и учебники по физике; - формы учебных занятий по физике; - ресурсы Интернета в помощь учителю и учащимся; - содержательные проблемы школьного курса по физике; - методические материалы по единому государственному экзамену (ЕГЭ); - сценарии уроков разных видов; - современные формы контроля знаний и многое другое. Книга станет реальным и надежным помощником учителя физики в каждодневной практической работе.;

 

 

 

 

Коровин В.А.; Настольная книга учителя физики. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. Справочно-методическое пособие; Астрель; 2004; Твердая; 412;

В книге дан полный свод необходимых учителю программных и нормативных документов, информационных и методических писем по преподаванию курса физики в общеобразовательной школе. Включены материалы по обновлению содержания образования, по организации и порядку проведения

 



avk1961@yandex.ru
  
Каталог литературы 
для учителя физики и химии
 
Добровольное методическое объединение 
учителей - предметников специальных 
(коррекционных) школ Санкт-Петербурга 

Из опыта работы учителя школы 

(Статьи, Методические разработки, 
Методические пособия, Каталог книг) 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz