В данный подраздел каталога включены учебно-методические пособия для учителей физики и студентов педагогических институтов, посвященные изложению вопросов методики и техники физического эксперимента в средней школе.
Вопросы методики и техники школьного физического эксперимента также рассматриваются в пособиях по общей методике обучения физике в школе и в пособиях по преподаванию отдельных разделов школьного курса физики, которые размещены в подразделе каталога "Методические материалы по физике".
страница 4
Варнавских А.Б., Николаенко П.Т.; Некоторые опыты по механике; Учпедгиз; 1958; Мягкая; с.64
В книге описаны опыты по кинематике и динамике с использованием самодельного оборудования: прибора для графической записи линейного и колебательного движения, подвижной платформы с тележкой и установки для опытов по кинематике и динамике с электрическим секундомером.
Брошюра содержит собрание описаний 25 простых опытов по отдельным разделам элементарного курса физики с использованием простейших физических приборов, изготовляемых домашними средствами из общедоступных материалов.
Кузьмин А.П., Покровский А.А.; Опыты по физике с проекционной аппаратурой. Пособие для учителя; Учпедгиз; 1956; Мягкая; с.144
Цель пособия - ознакомить преподавателей физики средней школы с проекционным оборудованием, показать на конкретных примерах приемы обращения с проекционной аппаратурой и в основных чертах раскрыть методику проведения демонстраций, связанных с проецированием.
Содержание: Подготовка физического кабинета для проецирования - Проекционный аппарат для физического кабинета - Диаскопическая проекция - Теневое проецирование - Эпипроекция - Некоторые опыты по геометрической оптике - Демонстрирование спектров - Опыты по волновой оптике - Приложения.
Кузьмин А.П., Покровский А.А.; Опыты по физике с проекционной аппаратурой. Пособие для учителя; Учпедгиз; 1962; Мягкая; с.152
2-е издание. Цель пособия - ознакомить преподавателей физики средней школы с проекционным оборудованием, показать на конкретных примерах приемы обращения с проекционной аппаратурой и в основных чертах раскрыть методику проведения демонстраций, связанных с проецированием.
Содержание: Подготовка физического кабинета для проецирования - Проекционный аппарат для физического кабинета - Диаскопическая проекция - Теневое проецирование - Эпипроекция - Некоторые опыты по геометрической оптике - Демонстрирование спектров - Опыты по волновой оптике - Приложения.
Грегг Дж.; Опыты со зрением в школе и дома; Мир; 1970; Мягкая; с.200
Прочитав книгу любой человек сможет понять как устроен глаз человека ,узнать основные феномены зрительного восприятия, познакомится с теми особенностями зрения, которые известны лишь специалистам. Вторая часть книги разделена на 39 небольших глав, в каждой из них дано описание эксперимента, демонстрирующего какой-либо феномен зрения или свойство глаза. Книга представляет интерес для всех любознательных, независимо от возраста и профессии.
Шахмаев Н.М.; Основные демонстрации при изучении электромагнитного поля (Серия "Педагогическая библиотека учителя"); Издательство АПН РСФСР; 1960; Мягкая; с.184
В книге описан демонстрационный эксперимент по электромагнитному полю на уроках физики. Опыты расположены в такой последовательности, которая позволяет наиболее успешно сформировать у учащихся правильное представление об электромагнитном поле. При постановке демонстраций используется такая аппаратура как высоковольтный выпрямитель, осциллограф, генератор сантиметровых волн и др., что позволяет наиболее просто и глубоко раскрыть физическую сущность демонстрируемых явлений. Книга рассчитана на преподавателей физики старших классов средней школы.
Жерехов Г.И.; Политехническое обучение в демонстрационных опытах. Пособия для учителей; Учпедгиз; 1957; Твердая; с.195
В пособии дано описание демонстрационных опытов по курсу электричество, представляющих наибольшую ценность для политехнического обучения, которые иллюстрируют принципы действия современных технических установок или их частей.
Содержание: Основные требования к демонстрационным опытам, иллюстрирующим принципы действия технических установок - Демонстрации по электростатике - Демонстрации по постоянному току - Демонстрации по электромагнетизму - Демонстрации по переменному току - Демонстрации по радиотехнике.
Иванов А.И., Кучевский О.И., Николаев А.Н. и др.; Постановка классных опытов по физике. Часть 1; 1914; Мягкая; с.118
Настоящее руководство содержит описание физических опытов, которые, по мнению его авторов, являются основными в курсе средней школы. При этом имелись в виду лишь классные опыты, т.е. такие, которые следует и можно показывать перед целым классом. В виду этого авторы сознательно отказались дать описание некоторых опытов, которые они признают весьма важными, но которые вследствие каких-либо особых причин не допускают "классной" постановки. Составители не доводили постановки опытов до крайней упрощенности, полагая, что физически кабинет среднего учебного заведения должен быть снабжен необходимыми основными приборами и оборудован водой, газом и электричеством. В первой части книги помещены следующие отделы: учение о газах и жидкостях, частичные силы, волнообразное движение, звук и теплота; во второй части: свет и электричество.
Содержание: Предисловие - Жидкости - Газы - Частичные силы - Волнообразное движение - Звук - Теплота.
Иванов А.И., Кучевский О.И., Николаев А.Н. и др.; Постановка классных опытов по физике. Часть 2; 1914; Мягкая; с.128
Настоящее руководство содержит описание физических опытов, которые, по мнению его авторов, являются основными в курсе средней школы. При этом имелись в виду лишь классные опыты, т.е. такие, которые следует и можно показывать перед целым классом. В виду этого авторы сознательно отказались дать описание некоторых опытов, которые они признают весьма важными, но которые вследствие каких-либо особых причин не допускают "классной" постановки. Составители не доводили постановки опытов до крайней упрощенности, полагая, что физически кабинет среднего учебного заведения должен быть снабжен необходимыми основными приборами и оборудован водой, газом и электричеством. В первой части книги помещены следующие отделы: учение о газах и жидкостях, частичные силы, волнообразное движение, звук и теплота; во второй части: свет и электричество.
Содержание: Предисловие - Свет - Физическая оптика - Электричество.
Анциферов Л.И., Пищиков И.М.; Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. Учебное пособие для педагогических институтов; Просвещение; 1984; Мягкая; с.255
В книге рассмотрены методика и техника демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и школьного физического практикума по всем разделам школьного курса. Пособие написано в соответствии с программой "Методика преподавания физики".
Марголис А.А., Парфентьева Н.Е., Соколов И.И.; Практикум по методике физики. Учебное пособие для педагогических институтов; Учпедгиз; 1960; Твердая; с.344
Авторы предлагают данное руководство для занятий по школьному физическому эксперименту, основанное на многолетнем опыте работы лаборатории методики физики Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина. В главе I этой книги даются основные теоретические положения методики проведения и техники постановки демонстраций. В главах II и III рассматриваются основные положения постановки школьных фронтальных лабораторных работ и физического практикума, показано существенное различие в методике проведения демонстраций, лабораторных работ и физического практикума. Глава IV знакомит с содержанием и видами практических работ. Глава V знакомит с организацией методического практикума, в главах с VI по IX даны подробные описания четырех указанных видов работ.
Марголис А.А., Парфентьева Н.Е., Соколов И.И.; Практикум по школьному физическому эксперименту. Учебное пособие для педагогических институтов; Просвещение; 1968; Твердая; с.390
2-е издание. В пособии представлены основные положения методики и техники постановки всех видов школьного физического эксперимента. Во всех работах дается краткое описание устройства и принципа действия физической аппаратуры.
Содержание: Предисловие - Методика проведения и техника постановки физического эксперимента - Основное оборудование школьного физического кабинета - Демонстрации по отдельным темам курса физики средней школы - Школьные лабораторные работы и физический практикум.
Марголис А.А., Парфентьева Н.Е., Иванова Л.А.; Практикум по школьному физическому эксперименту. Учебное пособие для педагогических институтов; Просвещение; 1977; Твердая; с.304
3-е издание. Пособие содержит основные положения методики проведения и техники постановки демонстрационных опытов по основным темам курса физики VIII - X классов средней школы.
Содержание: Предисловие к третьему изданию - Методика проведения и техника постановки демонстрационных опытов - Лабораторные работы по изучению основного оборудования школьного физического кабинета - Лабораторные работы по методике проведения и технике постановки демонстрационных опытов по темам курса физики VIII - X классов - Школьные лабораторные работы и физический практикум.
Алтухов В.; Простые опыты по электродинамике (Серия "Учебники и учебные пособия для трудовой школы"); Госиздат РСФСР; 1924; Мягкая; с.54
Кудрявцев Б.Б.; Простые опыты с ультразвуками. Пособие для учителя; Учпедгиз; 1954; Твердая; с.204
Ультраакустика - сравнительно молодой отдел физики. В лабораториях ультразвуки начали получать на рубеже прошлого и нашего веков. Только в конце второго десятилетия нашего века были созданы источники мощных ультразвуковых колебаний. Уже первые опыты с мощными ультразвуковыми волнами привлекли к ним внимание исследователей, работающих в областях, смежных с физикой. Успешное применение ультразвуков в самых различных отраслях науки и техники привело к тому, что ими в наше время интересуются не только физики, но и химики, биологи, медики, инженеры. В пособии даны описания опытов с ультразвуком, а также приведены конструкции приборов, используемые для этих опытов.